Привет всем! Привет, весна! Привет, солнце!
Сейчас буду хвастать своей первой вышивкой этого года. Но сначала я хочу сказать вот что: девочки, как здорово, что мы есть, правда? Как здорово, что мы живем и радуемся весне, солнцу, пробивающейся травке, улыбкам наших детей и объятиям любимых людей, ровным крестикам и вкусной еде!.. Это ли не счастье? Жизнь - это и есть счастье.
Так просто. Захотелось высказаться.
Теперь про вышивку ))
Я шила и думала, как замечательно, что есть у нас такие люди, как Оля- Aliolka! Какие чудесные, добрые схемы для вышивки она создает! Насколько эти схемы просты и продуманны, тут нет ни одного лишнего крестика, ненужных украшательств и завитушек. Очень люблю такие "читабельные" схемы; в музыкальной школе так и не научилась читать ноты с листа, зато с удовольствием читаю схемы для вышивки))). Оля - она как Чехов в рассказах ("Краткость - сестра таланта", помните?).
И один из моих любимых дизайнов у Оли - "Мезенский конь", мой конь-огонь. Увидела - и влюбилась! Это, конечно, не Чехов никакой, скорее Маяковский. Как же мне нравится это ультимативное двуцветие, и эта ритмичность узоров, и смешная елка, и паучьи ноги коня!..
Сейчас буду хвастать своей первой вышивкой этого года. Но сначала я хочу сказать вот что: девочки, как здорово, что мы есть, правда? Как здорово, что мы живем и радуемся весне, солнцу, пробивающейся травке, улыбкам наших детей и объятиям любимых людей, ровным крестикам и вкусной еде!.. Это ли не счастье? Жизнь - это и есть счастье.
Так просто. Захотелось высказаться.
Теперь про вышивку ))
Я шила и думала, как замечательно, что есть у нас такие люди, как Оля- Aliolka! Какие чудесные, добрые схемы для вышивки она создает! Насколько эти схемы просты и продуманны, тут нет ни одного лишнего крестика, ненужных украшательств и завитушек. Очень люблю такие "читабельные" схемы; в музыкальной школе так и не научилась читать ноты с листа, зато с удовольствием читаю схемы для вышивки))). Оля - она как Чехов в рассказах ("Краткость - сестра таланта", помните?).
И один из моих любимых дизайнов у Оли - "Мезенский конь", мой конь-огонь. Увидела - и влюбилась! Это, конечно, не Чехов никакой, скорее Маяковский. Как же мне нравится это ультимативное двуцветие, и эта ритмичность узоров, и смешная елка, и паучьи ноги коня!..
Вышивала на "льняной" Аиде 14, нитки черная - Кировское мулине, красно-оранжевая - неведомая китайская, без опознавательных знаков вообще. Причем, не подошли мне все красные оттенки, которые были дома, по душе пришелся только этот цвет, случайно выловленный в хозяйственном магазине. Размер 35*23 см.
Наибольший восторг у меня вызывает именно выкрашенное одним цветом тело коня. Почему-то это яркое пятно действует на меня очень позитивно.
Нижняя полоска узоров вышла у меня несимметричной, потому что я, чукча-читатель, невнимательно считала клеточки. Ну, пусть это будет отличительным знаком именно моей вышивки ))
А главное, этот дизайн - первый, в котором традиционная мезенская роспись по дереву переведена в вышивку. Так что Оля - первопроходец! Поправьте меня, если я ошибаюсь. Конечно, европейские дизайнеры вышивки - мастера и монстры, но как замечательно, что у нас есть Оля, обратившая свой взор на наш, русский, народный промысел!
Ниже - кое-какие сведения о мезенской росписи.
Мезенская роспись -
одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные
художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от
рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она
занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство
других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в
которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области,
между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой,
на границе тайги и тундры.
Мезенской эту
роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное
на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается
в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному
искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В
самой же Мезени росписью не занимались.
Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не
знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие
считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь
росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих
элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом
покрывает поверхности деревянных предметов”.
В Мезени нет обычной русской народной яркости,
многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.
Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету
или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам
построения орнамента и каноническим значениям символов.
На мезенских
прялках дерево чаще всего
изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно
увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило
время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере,
колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи
является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный,
земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с
семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни,
расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами
являются кони или олени, а в верхнем - птицы.
Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному,
наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы
разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как
бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые
бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с
птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).
Самый распространенный сюжет прялок - это кони.
Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко следуют друг
за другом, олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что
изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также
многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног
и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони
мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет
красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища
черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше
подчеркивающим их необычное происхождение.
Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей
завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на
птицах тех же прялок.
Нередко кони изображались не следующими
друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях
нарисованы борющиеся друг с другом всадники.
В верхней части прялок часто помещаются схематичные
изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на
обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете.
Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота,
пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто
встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
Традиционно в мезенской
росписи использовались только два
цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно
просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску,
требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы
лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола
растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски
был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только
мергель заменяли сажей.
Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером
тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие
пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина
пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче.
Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит
из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их
происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Основные мотивы геометрического орнамента - солярные
диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой
резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору
возникает ощущение динамики.
Еще одной особенностью является то, что роспись
выполнялась исключительно мужчинами.
Иногда, из-за попытки угодить массовому покупателю,
появляется тенденция "осовременивать" традиции росписи, применяя
“модный” прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения
теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию
исконных традиций.
(взято отсюда: http://festival.1september.ru/articles/510908/ )
ДАШААААА!!!Я на эту схему уже столько времени смотрююююю-а ты Молодец вышила!!!Она и правда уникальная как и Олин талант!!!Ничего лишнего-подпишусь под каждым словом!!!
ОтветитьУдалитьУ тебя прямо настоящий семплер получился....балдею от верхней части-орнамента где дата стоит....
Как будешь оформлять(у меня этот вопрос остался потому и просто смотрю и не начинаю;(
Люда, привет! спасибо за похвалу!
УдалитьЯ вышивала точно (почти, напортачила с нижним рядом орнамента) по одному из вариантов, предложенному Олей. Ага, получился семплер, слились русские и заморские традиции )))
С оформлением все скучно - мне так жалко вышивку в прикладных целях использовать, что я все сую в рамки и - под стекло. Скорее всего, так и на этот раз получится. Пока полежит, а я подумаю, может и решусь на что еще, вон Саша альбом оформить предлагает...
Дашуля! Какая прелесть у тебя получилась! :) Я в отличие от Лю не только смотрю, но и вышила какую-то часть) Только не от этой конкретно схемы (там у Оли были варианты)... Эх, давно это было, в прошлом году еще... С этой работой тут все забросила((( А Оля действительно большая молодец! У меня мама с Мезени, поэтому мезенская роспись априори моя любимая))) И у меня была тайная мечта воплотить мезенскую роспись в схему для вышивки, но отсутствие опыта и времени мне все мешало... Поэтому я очень обрадовалась Олиным схемам! :))
ОтветитьУдалитьМне тоже интересно, что ты, Даш, будешь дальше делать с этой вышивкой... Когда я свою лошадку доделаю (а я доделаю:), то знаю, что это будет в итоге)))
А по второму абзацу твоего поста - я с тобой на все 100!!! Хотя у нас сегодня вернулась зима и выпал снег....))
Оксана, спасибо! Здорово, мы с тобой в ногу идем, только я на этот раз обгоняю )))
УдалитьОля с ее схемами - это просто самородок! Я удивляюсь, почему она до сих пор не сотрудничает с рукодельными журналами?
Вот заинтриговала, как же ты свой вариант коняшки оформишь? Мне понравилось, что Оля предложила сшить мешок для новогодних сладостей, я так и хотела, но пока собралась - уже марток пришел ))) Да и жаба меня душит вышивку так оформлять... Будет все шоколадом заляпано... Я, наверное, все-таки ее в рамку. Так привычнее ))
А сделай обложку для фотоальбома)) Очень яркий и красивый конь!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Саш! Идея богатая, но я - жадная и ленивая ((( Хотя, надо подумать. Вот ты меня с пути намеченного сбила! Я ж в рамочку хотела, как всегда, а ты!..
УдалитьДаш, конь обалденный! другого красного в этом дизайне я тоже не вижу!
ОтветитьУдалитьотличная работа! :о)
Женя, спасибо! Мне тоже показалось, что этот красно-оранжевый больше на глину смахивает, лучше здесь подойдет, контрастнее, а то с другими оттенками красного черный все забивал, а так - полноценный и равноправный дуэт ))
УдалитьДаша! Какой же он славный- конь-огонь! И мне, и мне очень понравилось, что "тулово" одним цветом!!! Красота!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Танюш! Даже не знаю, что прибавить ))) Нескромно, но я согласна с тобой - красота!
УдалитьКак здорово! Эффектный и очень уютный дизайн!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Танюш! Дизайн действительно классный )))
УдалитьДаша, конь восхитительный!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена! Здорово, что вы заглянули )))
УдалитьОчень здорово получилось! Завидую))) Давно смотрела и любовалась у Елены на сумку с конём, а ту ещё одна вышивка, ну как же это заразительно!!!!
ОтветитьУдалитьПорадовало Ваше описание..в частности "ультимативное двуцветие" - в яблочко!!!
Спасибо, Диана! Любовь к хорошим дизайнам - одно из лучших вирусных заболеваний среди вышивальщиц )))
УдалитьИзумительная вышивка! Аутентичная, скажем, но вместе с тем и современная.
ОтветитьУдалитьСамобытная, своеобычная, своевольная и своенравная ))) Спасибо, Катя!
УдалитьДаша, я тоже в восторге от этой схемы и теперь уже от вышивки!!! Спасибо, что вышила и показала. Чудесно, чудесно!.. Надо себе, как Лошади по восточному гороскопу, вышить такую красоту.
ОтветитьУдалитьИра, спасибо тебе за похвалу! Мне очень приятно! Вышивай, конечно. У Оли есть еще несколько вариантов компоновки мотивов из этой схемы и еще один коник в таком стиле.
УдалитьАаааааааааааааааааааааааааа! Какой конь здоровский!! Я в восторге!!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое ))
УдалитьДаша суперррррр!!! ты молодец, что вышила!! пока все остальные смотрят и ищут время, чтобы вышить:))))
ОтветитьУдалитьа я вот сумкой вижу эту вышивку, это ж ващее будет!
а ты к рамочке склоняешься больше, да?
Катя, спасибо ))) Я в кои-то веки решила не откладывать "хочушку" в долгий ящик, и сама этому очень рада.
УдалитьТы знаешь, мне очень сложно побороть себя и "выпустить" большую вышивку из рамки, я все боюсь ее запачкать так, что потом не отстираю. Жааалко будет (( Да и шить я не умею. Разве что свяжу ))
Хотя... Придумала вариант, для какой сумки это будет самое то: торба для походов в рукодельный магазин и на всякие выставки-ярмарки типа "Формулы" )))