суббота, 15 марта 2014 г.

Конь-огонь.

Привет всем! Привет, весна! Привет, солнце! 

Сейчас буду хвастать своей первой вышивкой этого года. Но сначала я хочу сказать вот что: девочки, как здорово, что мы есть, правда? Как здорово, что мы живем и радуемся весне, солнцу, пробивающейся травке, улыбкам наших детей и объятиям любимых людей, ровным крестикам и вкусной еде!.. Это ли не счастье? Жизнь - это и есть счастье. 

Так просто. Захотелось высказаться. 
Теперь про вышивку ))

Я шила и думала, как замечательно, что есть у нас такие люди, как Оля- Aliolka! Какие чудесные, добрые схемы для вышивки она создает! Насколько эти схемы просты и продуманны, тут нет ни одного лишнего крестика, ненужных украшательств и завитушек. Очень люблю такие "читабельные" схемы; в музыкальной школе так и не научилась читать ноты с листа, зато с удовольствием читаю схемы для вышивки))). Оля - она как Чехов в рассказах ("Краткость - сестра таланта", помните?). 

И один из моих любимых дизайнов у Оли - "Мезенский конь", мой конь-огонь. Увидела - и влюбилась! Это, конечно, не Чехов никакой, скорее Маяковский. Как же мне нравится это ультимативное двуцветие, и эта ритмичность узоров, и смешная елка, и паучьи ноги коня!..


Вышивала на "льняной" Аиде 14, нитки черная - Кировское мулине, красно-оранжевая - неведомая китайская, без опознавательных знаков вообще. Причем, не подошли мне все красные оттенки, которые были дома, по душе пришелся только этот цвет, случайно выловленный в хозяйственном магазине. Размер 35*23 см. 


Наибольший восторг у меня вызывает именно выкрашенное одним цветом тело коня. Почему-то это яркое пятно действует на меня очень позитивно. 


Нижняя полоска узоров вышла у меня несимметричной, потому что я, чукча-читатель, невнимательно считала клеточки. Ну, пусть это будет отличительным знаком именно моей вышивки ))



А главное, этот дизайн - первый, в котором традиционная мезенская роспись по дереву переведена в вышивку. Так что Оля - первопроходец! Поправьте меня, если я ошибаюсь. Конечно, европейские дизайнеры вышивки - мастера и монстры, но как замечательно, что у нас есть Оля, обратившая свой взор на наш, русский, народный промысел!


Ниже - кое-какие сведения о мезенской росписи.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы.
Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).
Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение.
Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.
Нередко кони   изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.  
В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.
Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.
Иногда, из-за попытки угодить массовому покупателю, появляется тенденция "осовременивать" традиции росписи, применяя “модный” прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.


24 комментария:

  1. ДАШААААА!!!Я на эту схему уже столько времени смотрююююю-а ты Молодец вышила!!!Она и правда уникальная как и Олин талант!!!Ничего лишнего-подпишусь под каждым словом!!!
    У тебя прямо настоящий семплер получился....балдею от верхней части-орнамента где дата стоит....
    Как будешь оформлять(у меня этот вопрос остался потому и просто смотрю и не начинаю;(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, привет! спасибо за похвалу!
      Я вышивала точно (почти, напортачила с нижним рядом орнамента) по одному из вариантов, предложенному Олей. Ага, получился семплер, слились русские и заморские традиции )))
      С оформлением все скучно - мне так жалко вышивку в прикладных целях использовать, что я все сую в рамки и - под стекло. Скорее всего, так и на этот раз получится. Пока полежит, а я подумаю, может и решусь на что еще, вон Саша альбом оформить предлагает...

      Удалить
  2. Дашуля! Какая прелесть у тебя получилась! :) Я в отличие от Лю не только смотрю, но и вышила какую-то часть) Только не от этой конкретно схемы (там у Оли были варианты)... Эх, давно это было, в прошлом году еще... С этой работой тут все забросила((( А Оля действительно большая молодец! У меня мама с Мезени, поэтому мезенская роспись априори моя любимая))) И у меня была тайная мечта воплотить мезенскую роспись в схему для вышивки, но отсутствие опыта и времени мне все мешало... Поэтому я очень обрадовалась Олиным схемам! :))
    Мне тоже интересно, что ты, Даш, будешь дальше делать с этой вышивкой... Когда я свою лошадку доделаю (а я доделаю:), то знаю, что это будет в итоге)))
    А по второму абзацу твоего поста - я с тобой на все 100!!! Хотя у нас сегодня вернулась зима и выпал снег....))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо! Здорово, мы с тобой в ногу идем, только я на этот раз обгоняю )))
      Оля с ее схемами - это просто самородок! Я удивляюсь, почему она до сих пор не сотрудничает с рукодельными журналами?
      Вот заинтриговала, как же ты свой вариант коняшки оформишь? Мне понравилось, что Оля предложила сшить мешок для новогодних сладостей, я так и хотела, но пока собралась - уже марток пришел ))) Да и жаба меня душит вышивку так оформлять... Будет все шоколадом заляпано... Я, наверное, все-таки ее в рамку. Так привычнее ))

      Удалить
  3. А сделай обложку для фотоальбома)) Очень яркий и красивый конь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Саш! Идея богатая, но я - жадная и ленивая ((( Хотя, надо подумать. Вот ты меня с пути намеченного сбила! Я ж в рамочку хотела, как всегда, а ты!..

      Удалить
  4. Даш, конь обалденный! другого красного в этом дизайне я тоже не вижу!
    отличная работа! :о)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Мне тоже показалось, что этот красно-оранжевый больше на глину смахивает, лучше здесь подойдет, контрастнее, а то с другими оттенками красного черный все забивал, а так - полноценный и равноправный дуэт ))

      Удалить
  5. Даша! Какой же он славный- конь-огонь! И мне, и мне очень понравилось, что "тулово" одним цветом!!! Красота!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танюш! Даже не знаю, что прибавить ))) Нескромно, но я согласна с тобой - красота!

      Удалить
  6. Как здорово! Эффектный и очень уютный дизайн!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танюш! Дизайн действительно классный )))

      Удалить
  7. Даша, конь восхитительный!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена! Здорово, что вы заглянули )))

      Удалить
  8. Очень здорово получилось! Завидую))) Давно смотрела и любовалась у Елены на сумку с конём, а ту ещё одна вышивка, ну как же это заразительно!!!!
    Порадовало Ваше описание..в частности "ультимативное двуцветие" - в яблочко!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Диана! Любовь к хорошим дизайнам - одно из лучших вирусных заболеваний среди вышивальщиц )))

      Удалить
  9. Изумительная вышивка! Аутентичная, скажем, но вместе с тем и современная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самобытная, своеобычная, своевольная и своенравная ))) Спасибо, Катя!

      Удалить
  10. Даша, я тоже в восторге от этой схемы и теперь уже от вышивки!!! Спасибо, что вышила и показала. Чудесно, чудесно!.. Надо себе, как Лошади по восточному гороскопу, вышить такую красоту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо тебе за похвалу! Мне очень приятно! Вышивай, конечно. У Оли есть еще несколько вариантов компоновки мотивов из этой схемы и еще один коник в таком стиле.

      Удалить
  11. Ааааааааааааааааааааааааааа! Какой конь здоровский!! Я в восторге!!

    ОтветитьУдалить
  12. Даша суперррррр!!! ты молодец, что вышила!! пока все остальные смотрят и ищут время, чтобы вышить:))))

    а я вот сумкой вижу эту вышивку, это ж ващее будет!
    а ты к рамочке склоняешься больше, да?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо ))) Я в кои-то веки решила не откладывать "хочушку" в долгий ящик, и сама этому очень рада.
      Ты знаешь, мне очень сложно побороть себя и "выпустить" большую вышивку из рамки, я все боюсь ее запачкать так, что потом не отстираю. Жааалко будет (( Да и шить я не умею. Разве что свяжу ))
      Хотя... Придумала вариант, для какой сумки это будет самое то: торба для походов в рукодельный магазин и на всякие выставки-ярмарки типа "Формулы" )))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...