суббота, 15 марта 2014 г.

Конь-огонь.

Привет всем! Привет, весна! Привет, солнце! 

Сейчас буду хвастать своей первой вышивкой этого года. Но сначала я хочу сказать вот что: девочки, как здорово, что мы есть, правда? Как здорово, что мы живем и радуемся весне, солнцу, пробивающейся травке, улыбкам наших детей и объятиям любимых людей, ровным крестикам и вкусной еде!.. Это ли не счастье? Жизнь - это и есть счастье. 

Так просто. Захотелось высказаться. 
Теперь про вышивку ))

Я шила и думала, как замечательно, что есть у нас такие люди, как Оля- Aliolka! Какие чудесные, добрые схемы для вышивки она создает! Насколько эти схемы просты и продуманны, тут нет ни одного лишнего крестика, ненужных украшательств и завитушек. Очень люблю такие "читабельные" схемы; в музыкальной школе так и не научилась читать ноты с листа, зато с удовольствием читаю схемы для вышивки))). Оля - она как Чехов в рассказах ("Краткость - сестра таланта", помните?). 

И один из моих любимых дизайнов у Оли - "Мезенский конь", мой конь-огонь. Увидела - и влюбилась! Это, конечно, не Чехов никакой, скорее Маяковский. Как же мне нравится это ультимативное двуцветие, и эта ритмичность узоров, и смешная елка, и паучьи ноги коня!..


Вышивала на "льняной" Аиде 14, нитки черная - Кировское мулине, красно-оранжевая - неведомая китайская, без опознавательных знаков вообще. Причем, не подошли мне все красные оттенки, которые были дома, по душе пришелся только этот цвет, случайно выловленный в хозяйственном магазине. Размер 35*23 см. 


Наибольший восторг у меня вызывает именно выкрашенное одним цветом тело коня. Почему-то это яркое пятно действует на меня очень позитивно. 


Нижняя полоска узоров вышла у меня несимметричной, потому что я, чукча-читатель, невнимательно считала клеточки. Ну, пусть это будет отличительным знаком именно моей вышивки ))



А главное, этот дизайн - первый, в котором традиционная мезенская роспись по дереву переведена в вышивку. Так что Оля - первопроходец! Поправьте меня, если я ошибаюсь. Конечно, европейские дизайнеры вышивки - мастера и монстры, но как замечательно, что у нас есть Оля, обратившая свой взор на наш, русский, народный промысел!


Ниже - кое-какие сведения о мезенской росписи.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы.
Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).
Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение.
Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.
Нередко кони   изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.  
В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.
Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами.
Иногда, из-за попытки угодить массовому покупателю, появляется тенденция "осовременивать" традиции росписи, применяя “модный” прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.


24 комментария:

  1. ДАШААААА!!!Я на эту схему уже столько времени смотрююююю-а ты Молодец вышила!!!Она и правда уникальная как и Олин талант!!!Ничего лишнего-подпишусь под каждым словом!!!
    У тебя прямо настоящий семплер получился....балдею от верхней части-орнамента где дата стоит....
    Как будешь оформлять(у меня этот вопрос остался потому и просто смотрю и не начинаю;(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, привет! спасибо за похвалу!
      Я вышивала точно (почти, напортачила с нижним рядом орнамента) по одному из вариантов, предложенному Олей. Ага, получился семплер, слились русские и заморские традиции )))
      С оформлением все скучно - мне так жалко вышивку в прикладных целях использовать, что я все сую в рамки и - под стекло. Скорее всего, так и на этот раз получится. Пока полежит, а я подумаю, может и решусь на что еще, вон Саша альбом оформить предлагает...

      Удалить
  2. Дашуля! Какая прелесть у тебя получилась! :) Я в отличие от Лю не только смотрю, но и вышила какую-то часть) Только не от этой конкретно схемы (там у Оли были варианты)... Эх, давно это было, в прошлом году еще... С этой работой тут все забросила((( А Оля действительно большая молодец! У меня мама с Мезени, поэтому мезенская роспись априори моя любимая))) И у меня была тайная мечта воплотить мезенскую роспись в схему для вышивки, но отсутствие опыта и времени мне все мешало... Поэтому я очень обрадовалась Олиным схемам! :))
    Мне тоже интересно, что ты, Даш, будешь дальше делать с этой вышивкой... Когда я свою лошадку доделаю (а я доделаю:), то знаю, что это будет в итоге)))
    А по второму абзацу твоего поста - я с тобой на все 100!!! Хотя у нас сегодня вернулась зима и выпал снег....))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо! Здорово, мы с тобой в ногу идем, только я на этот раз обгоняю )))
      Оля с ее схемами - это просто самородок! Я удивляюсь, почему она до сих пор не сотрудничает с рукодельными журналами?
      Вот заинтриговала, как же ты свой вариант коняшки оформишь? Мне понравилось, что Оля предложила сшить мешок для новогодних сладостей, я так и хотела, но пока собралась - уже марток пришел ))) Да и жаба меня душит вышивку так оформлять... Будет все шоколадом заляпано... Я, наверное, все-таки ее в рамку. Так привычнее ))

      Удалить
  3. А сделай обложку для фотоальбома)) Очень яркий и красивый конь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Саш! Идея богатая, но я - жадная и ленивая ((( Хотя, надо подумать. Вот ты меня с пути намеченного сбила! Я ж в рамочку хотела, как всегда, а ты!..

      Удалить
  4. Даш, конь обалденный! другого красного в этом дизайне я тоже не вижу!
    отличная работа! :о)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, спасибо! Мне тоже показалось, что этот красно-оранжевый больше на глину смахивает, лучше здесь подойдет, контрастнее, а то с другими оттенками красного черный все забивал, а так - полноценный и равноправный дуэт ))

      Удалить
  5. Даша! Какой же он славный- конь-огонь! И мне, и мне очень понравилось, что "тулово" одним цветом!!! Красота!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танюш! Даже не знаю, что прибавить ))) Нескромно, но я согласна с тобой - красота!

      Удалить
  6. Как здорово! Эффектный и очень уютный дизайн!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танюш! Дизайн действительно классный )))

      Удалить
  7. Даша, конь восхитительный!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Очень здорово получилось! Завидую))) Давно смотрела и любовалась у Елены на сумку с конём, а ту ещё одна вышивка, ну как же это заразительно!!!!
    Порадовало Ваше описание..в частности "ультимативное двуцветие" - в яблочко!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Диана! Любовь к хорошим дизайнам - одно из лучших вирусных заболеваний среди вышивальщиц )))

      Удалить
  9. Изумительная вышивка! Аутентичная, скажем, но вместе с тем и современная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самобытная, своеобычная, своевольная и своенравная ))) Спасибо, Катя!

      Удалить
  10. Даша, я тоже в восторге от этой схемы и теперь уже от вышивки!!! Спасибо, что вышила и показала. Чудесно, чудесно!.. Надо себе, как Лошади по восточному гороскопу, вышить такую красоту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо тебе за похвалу! Мне очень приятно! Вышивай, конечно. У Оли есть еще несколько вариантов компоновки мотивов из этой схемы и еще один коник в таком стиле.

      Удалить
  11. Ааааааааааааааааааааааааааа! Какой конь здоровский!! Я в восторге!!

    ОтветитьУдалить
  12. Даша суперррррр!!! ты молодец, что вышила!! пока все остальные смотрят и ищут время, чтобы вышить:))))

    а я вот сумкой вижу эту вышивку, это ж ващее будет!
    а ты к рамочке склоняешься больше, да?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо ))) Я в кои-то веки решила не откладывать "хочушку" в долгий ящик, и сама этому очень рада.
      Ты знаешь, мне очень сложно побороть себя и "выпустить" большую вышивку из рамки, я все боюсь ее запачкать так, что потом не отстираю. Жааалко будет (( Да и шить я не умею. Разве что свяжу ))
      Хотя... Придумала вариант, для какой сумки это будет самое то: торба для походов в рукодельный магазин и на всякие выставки-ярмарки типа "Формулы" )))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...