вторник, 1 ноября 2011 г.

Открытки, карточки, фотографии. Италия, Франция, Россия. Дузе, Бернар, Мозжухин.

Я продолжаю показывать экземпляры из моей "открыточной" коллекции. Сегодня это не только театральные открытки, но и кинокадры.

Элеонора Дузе (1858-1924).
Фотография открытки.

Кажется, это была излюбленная поза актрисы - достаточно посмотреть подборку изображений в Гугле. Напряженно запрокинутая голова, выдвинутый вперед, как последний оборонительный рубеж, подбородок, взгляд, в котором обреченность, но в то же время и - сталь... Манера ее игры был совершенно особенной и, в то же время, - исключительно современной настроениям рубежа веков (она покинула сцену в 1909 году и вернулась только в 1921). "Быть может, стиль Дузе неясно и не сразу складывается теоретически, но он чувствуется всем нашим существом. Этот стиль мы сами. Этот стиль - наша современность, наш напряженный, усталый, надорванный, мятущийся, беспокойный век. Это стиль "зачатия", как бывает стиль упадка и возрождения. <...> Дузе прежде всего являет собой образец гениальной неврастении. <...>  И за этими внешними проявлениями неврастении немедленно угадывается неврастенический дух. Физическая неустойчивость организма - колеблющаяся фигура, мелькающие руки, которыми Дузе как будто старается поддержать равновесие, - находится в соответствии с неустойчивыми желаниями, с неудовлетворенными стремлениями, с беспокойными порывами сердца. Ни одна из героинь Дузе не умеет смеяться без внутренней горечи и не умеет жить без внутренней печали. Ее женщинам совершенно недоступна наивная, беззаботная, инстинктивная, растительная радость жизни, которая охватывает здоровых людей. <...> Для иных наивность - счастье; для Джульетты Дузе - это беспокойный кошмар неведения и смутного предчувствия" (А. Р. Кугель. Элеонора Дузе. // А. Р. Кугель. Театральные портреты.Л.-М. "Искусство", 1967.)

Вот еще интересный момент. В первом своем посте про открытки начала века и публиковала вот эту картинку:


Оказывается, тут изображена ни кто иная, как Элеонора Дузе. Вот еще один вариант этой открытки (нашла в сети):


Присмотритесь к подписи: "Эл. Дузе с сыном художника". Вот так ))) 
***


Сара Бернар (1844-1923).
Открытое письмо.

Велика драматическая актриса, француженка еврейского происхождения. Ее настоящее имя - Генриетт Розин Бернар. 
Подобной славы не имела ни одна драматическая артистка того времени - ни Дузе, ни Режан, ни Элен Терри, ни Ермолова - никто! Ее талант не был гениально непосредственнен, порывист, непостоянен, нет. Она была высоко профессиональной актрисой, не упускавшей на самотек ни секунды сценического времени. Возможно, именно поэтому многие русские знаменитости, писавшие о театре (в частности, А.П. Чехов), воспитанные на традиции актерской игры "нутром", "на разрыв аорты", совсем не высоко ценили ее талант, отдавая, тем не менее, дань мастерству и техническому совершенству ее игры. 
Бернар была актрисой, что называется, до мозга костей и обожала эпатировать публику, "представляясь" не только на подмостках. Чего только стоят ее игры с гробом, который она возила с собой, спала в нем и с удовольствием позировала фотографам... Вся ее жизнь была игрой! "Она необычайно гримировалась. Это от нее пошла обычная уже впоследствии манера французских актерис сильно красить уши, чтобы оттенить бледность лица. Она гримировала многое, что не принято было гримировать, вроде кончиков пальцев, которые она красила, и тогда игра пальцев приобретала особую живописность. Она вообще была замечательная гримировщица - на сцене и в жизни. Прочтите ее мемуары. <...> О, сколько грима! " (А. Р. Кугель. Сара Бернар. // А. Р. Кугель. Театральные портреты.Л.-М. "Искусство", 1967.)
***


Иван Ильич Мозжухин (1889-1939). 
Фото М. Сахарова и П. Орлова. 1915 г.
Открытое письмо.

Актер эпохи немого кино, ставший заложником "великого немого". Звезда фильмов компании А. Ханжонкова, позже - Якова Протазанова. Артист, не замыкавшийся в рамках одного амплуа. Он блестяще играл в кинопьесах трагического, комического и героического репертуара. Термин "мозжухинские слезы" вошел в историю мирового кинематографа. Интересен тот факт, что на основании внешнего сходства Мозжухина и литературного мистификатора Ромена Гари был пущен слух о том, что актер был отцом писателя. Ромен Гари не протестовал )))

В 1920 году артист эмигрировал во Францию. В основанной русскими эмигрантами студии «Альбатрос» Мозжухин стал ведущим актёром. В 1923 году поставил по собственному сценарию фильм «Костёр пылающий», сыграв в нём несколько ролей — от демонического героя до эксцентрического персонажа. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате.
Весной 1926 года Мозжухин заключил контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. В США под давлением продюсеров он был вынужден изменить фамилию на более короткую «Москин» и сделать пластическую операцию, однако успеха не добился. Снявшись всего в одном неудачном фильме с довольно символичным названием «Капитуляция», Мозжухин вернулся в Европу. С 1928 по 1930 год работал в Германии, исполнил в частности роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» (Der weiße Teufel, 1930) режиссёра Александра Волкова.
Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык. (Википедия).

***

И вот еще кадры:



Кто изображен на этих фотографиях, я не знаю. Буду благодарна за подсказку. 


Продолжение следует...



2 комментария:

  1. Даша,очень интересный экскурс в искусство и кинематограф начала 20 века! Отличные карточки и рассказ! Спасибо!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...